Рискуя заочно обидеть в известном смысле молодых японских дизайнеров мебели, следует все же признать одно из двух — или проходящая этой осенью в Токио череда выставок под общим названием DESIGNTIDE 2011 напрасно отсеивает не японских мебельщиков, или Япония в современных условиях не способна найти свой креативный модерн, достойный признания потребителей в западном цивилизованном сообществе. В самом деле, давно известно, что не получается быть лидерами во всем — и в мебели также лидировать, как и автомобиле строении или производстве электроники. Но то, что мы увидели в этом году в Токио, даже трудно назвать хоть каким-то подобием стиля, увы.
В странах Европы специалисты по дизайну мебели уже давно обратили внимание на то, что японские дизайнеры достаточно успешно развивают линию исторической мебельной традиции, но в рамках популярных в США или Европе трендов. И есть школа проектирования и производства полностью европейского стиля мебели, чему способствует и то, что немало популярных брендовых мебельных фабрик открывают в Японии свои филиалы. Только их задача заключается, прежде всего, в том, чтобы, во-первых, приблизиться к весьма емкому рынку сбыта мебели в самой Японии; во-вторых, чтобы использовать на месте выращиваемые в Японии породы ценной древесины, и заодно на работу в такие филиалы нанимаются местные кадры, рабочие и дизайнеры. Это вполне объяснимо, но ничего не добавляет самой школе японского мебельного дизайна — эксплуатация японской традиции представителями (в культурном отношении) все тех же европейских потребителей.
Чтобы не быть голословными, мы предлагаем посмотреть небольшой фотоотчет с различных выставочных площадок Токио и окрестностей в рамках фестиваля DESIGNTIDE 2011. Этот отчет сделан одной из ведущих кузниц дизайнерских кадров по мебели в Японии — фабрикой See-saw. Декларируемая линия экспозиций фабрики в этом году была заявлена, как демонстрация работ молодых японских дизайнеров, стажирующихся в этой компании в процессе обучения в специализированных учебных заведениях. Согласитесь, то, что мы видим, выглядит достаточно блекло. И это при том, что эта выставка никогда не придерживалась мирового мейнстрима green design. Если представлена мебель для кухни, то непременно из натуральной непереработанной древесины. Если аксессуары для кухни — до снова глина или древесина. К слову, сами аксессуары не вызывают особых нареканий. Правда, похоже, что и местных жителей на экспозиции больше привлекает возможность выгодно приобрести посуду или горшки для цветов.
С другой стороны, за последние два месяца прошло уже немало европейских выставок дизайна, на которых даже в условиях кризиса были представлены великлепнейшие образцы мебели, даже в такой изъеденной теме, как мебель для кухни. И даже если учесть, что итальянские кухни являются до сих бессменно лидирующими образцами на мировом рынке (как и вообще мебель из Италии), и итальянские фабрики предлагают нам весь спектр стилей и направлений мебели для любого дизайна помещения кухни, вместе с тем — производители других стран тоже не сидят сложа руки. Скандинавы, голландцы в последние годы очень активно продвигают свою мебель на рынке, да и она сама стоит того. И даже японские мебельщики привозят на европейские выставки часто весьма интересную мебель. И это мебель, безусловно, сделана с учетом вкусов западного потребителя, и зачастую проектировалась японскими дизайнерами, учившимися в США или ЕС. И совершенно непонятно, почему такая отсталая эклектика приходит в голову тем, кто учится проектировать мебель в самой Японии. Еще менее понятно — зачем ведущий японский производитель продукции в этом секторе продвигает подобные поделки на такие серьезные выставочные форумы.
09-11-2011, 23:33 | автор: Furbanker
0